Уссурийский край

Форум о путешествиях и поездках по необъятным просторам России.
Ответить
Аватара пользователя
mistral
Добрый Попутчик
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 11 июн 2009, 12:33

Сообщение mistral »

Южную часть Дальнего Востока традиционно и по сей день называют Уссурийским краем. Люди, его населяющие, например, нанайцы, до сих пор живут также, как и сто лет назад. Эта местность знаменита женьшенем — эликсиром здоровья и бодрости. В тайге будто бы встречаются корни этого растения, возраст которого достигает ста лет и больше. Обваренный и провяленный на солнце женьшень с готовностью покупают в Китае. Можно разводить искусственные плантации женьшеня, но он не так ценится.

Уссурийский край давний поставщик пантов — рогов молодых оленей и изюбрей, считающихся живительным и возбуждающим средством.

В изобилии встречаются в тайге орехи, виноград и так называемые «дубовые грибы», вырастающие на стволах дубов. Обваренные и высушенные, они служат для приготовления черной краски. В прошлом грибы с успехом можно было сбывать в Маньчжурию. В соседних восточных странах покупают кости тигров и медведя, медвежьи лапы и печень. В аптеках из них изготовляют лекарства от различных болезней. Край славится также медвежьими и тигровыми шкурами, медом и воском. Заслуживают внимания разные морские деликатесы, к которым, правда, русские привыкают с большим трудом: капуста, гребешок, трепанги, называемые еще «морским женьшенем».

Много разговоров было об изобилии рыбных богатств рек Уссурийского края, особенно Уссури. Каких только рыб самой неимоверной величины не вылавливали будто бы в ее водах!

В этих местах можно запросто наблюдать переправлявшихся с берега на острова змей и черепах.

Нелегко добывать природные дары. Взять ту же рыбу. Русским поселенцам, занятым устройством пашен на «новой землице» и отягченных дровяными повинностями, было не до рыбалок. К тому же нужно знать, когда начинается ход рыбы. Тогда, если верить преданиям, она, играя, сама порой заскакивает в лодку и попадает прямо в руки рыбаков. Нанайцы, конечно, искусны в добывании рыбы. Встреться их стойбище, можно и попробовать ухи.

По-прежнему пустынен и безлюден берег Уссури. Только ласточки да вороны пролетают иногда над зарослями кустарника, свидетельствуя, что где-то невдалеке находится жилье. По мелководью местами бродят цапли, а вверху, пользуясь, очевидно, тем, что дождь временно прекращается, парит орел.

Эти места богаты утками, фазанами и кабанами. Среди здешних мелких и большей частью безвредных медведей охотникам встречались огромные, старые и лютые, но с появлением тигра они не годятся более в «хозяева тайги».

Тигр, или, как называют его поселенцы, «тигра», становится героем многих невероятных происшествий. Это зверь сильный и коварный. Множество легенд и рассказов о его проделках потрясают: в одной станице «тигра» утащил ребенка, в другой — ходил по улице среди бела дня; там видели его в единоборстве со старым медведем и вместе с противником упавшим со скалы; в другом месте нашли трупы тигра с распоротым брюхом и огромного вепря с перекушенной шеей. По рассказам, тигру ничего не стоит вытащить человека из теплой постели через окно. Его часто видят по утрам и вечерам в окрестностях деревень — голодный тигр высматривает домашних животных. В одном русском селении на Ханке он повадился поздними вечерами ходить по улице и заглядывать в окна. Тигр, по заверениям местных, «забавлялся по-своему». Можно представить, какое впечатление производили подобные «забавы» на обитателей дома!

А однажды «тигра» встретил в тайге двух охотников. Он был сыт и потому предался по своему обыкновению «забавам»: схватил одного и стал играть им как кошка мячиком, наделяя ударами широкой лапы, подбрасывая вверх и ловя па лету. После того, как тигр наигрался вдоволь своей жертвой, он бросил ее бездыханной и удалился в тайгу.

В крае, казалось, не было местечка, где бы не случилось что-нибудь «по тигровой части». Всякая вечерняя прогулка по берегу около очередного станка представляется сопряженной с риском попасть в когти коварному зверю.

Страшно заблудиться в тайге.

…Как-то матросы заметили на берегу человека, который отчаянно махал руками и что-то кричал, стараясь привлечь внимание проплывающего мимо каравана. Команда спустила на воду лодку, но человек, не дожидаясь, когда она пристанет к берегу, вошел в воду и побрел навстречу. Он двигался до тех пор, пока плечи его не скрылись в воде. Над головой незнакомец держал сумку. Это был курьер, посланный в верховья Уссури с каким-то поручением. По мере того, как он шел пустынным и диким берегом, ужас при мысли о встрече с диким зверем овладевал им все больше и больше. Сколько дней пути — и ни одной живой человеческой души. На десятки и сотни километров безлюдье. К моменту появления на реке судна курьера охватил настоящий пароксизм страха. Ужас перед тайгой с ее тиграми и медведями и беспокойная мысль, что люди проплывут мимо, погнали курьера в воду. Он бросился в нее, не помышляя об опасности утонуть. Нечеловеческий страх охватывает человека, когда тот оказывается наедине с тайгой!

Интересно, что аборигены края, нанайцы, страшатся тигра значительно меньше, чем русские. Конечно, как каждое божество, он внушает им трепет. Ведь тигр — царь гор и вершин, исполнитель воли горного духа. Если человек умерщвлен тигром — значит так суждено, значит жертва обладает «дурными качествами». Человек безупречный, по глубокому убеждению нанайцев, может быть совершенно спокоен, если он даже находится в одиночестве в горах и лесах. Достаточно звука его голоса, чтобы тигры удалились.
Ответить

Вернуться в «Россия»