Страница 1 из 1

Остров Пасхи

Добавлено: 15 фев 2010, 22:35
John Doe
Каменные лики
Очевидно, первыми жителями острова Пасхи были выходцы из Полинезии, которые нарекли его Рапа-Нуи, что означает «большой камень». Это произошло примерно в V веке. Тысячу двести лет натуральная изоляция острова хранила полинезийцев от вторжения иноплеменных завоевателей.
Этот небольшой кусочек вулканической земли вырос буквально посреди Тихого океана —примерно в 4000 км от берегов Южной Америки и на таком же расстоянии от берегов Таити. Все, что увидели здесь моряки под командованием Якоба Роггевена, было необычно: язык, традиции, культура. А поскольку прибыли они к берегам Рапа-Нуи в пасхальное воскресенье 1722 года, остров был назван островом Пасхи. Внимание моряков сразу же привлекли огромные каменные скульптуры, представляющие человеческие головы. Скульптуры, называемые моаи, являются таинственными следами древней культуры. Их сохранилось свыше 900. Монументальные размеры изваяний стали неисчерпаемым источником домыслов археологов и этнографов, стремящихся выяснить, когда скульптуры были созданы. Одна из позднейших версий гласит, что это случилось не так давно, в 1610—годах, то есть практически накануне открытия острова европейцами. Моаи имеют высоту от 3 до 10 метров, а их вес колеблется между 20 и 90 тоннами. Огромные головы вытесаны из вулканического туфа, их подбородки агрессивно выдвинуты, что придает им несколько пугающий вид. Каким образом такие тяжелые скульптуры были расставлены в определенных местах? Легенды гласят, что безногие скульптуры шли сами. В языке рапануи даже имелся глагол, обозначавший медленное передвижение без ног. Недавно ученые открыли, что колоссы имеют настолько заниженный центр тяжести, что их можно было легко тянуть на веревках при помощи нескольких десятков человек.

КТО ПЕРЕВЕРНУЛ СТАТУИ?
Первооткрыватели вспоминали об острове как о прекрасном месте, где добрые жители окружали скульптуры всяческим почитанием и заботой. Несколько лет спустя экипаж с Джеймсом Куком во главе застал здесь совершенно иную картину. Люди были враждебно настроены не только по отношению к приезжим, но и по отношению друг к другу. Они ходили с палицами, не возделывали землю, а скульптуры перевернули лицами к земле. Что вызвало такую резкую перемену? Согласно одной из теорий, скульптуры были перевернуты в результате воин между племенами, пришедшими на остров с запада и с востока. Другая теория связывает попытку уничтожения статуй с социальной группой ариои. Ее члены считались святыми и неприкасаемыми, путешествовали с острова на остров, разыгрывали представления, пели песни во славу богов и священнослужителей и... грабили жителей и к тому же были людоедами. На Рапа-Нуи они прибыли примерно в XVII веке и именно они были создателями огромных культовых скульптур. Присутствие на острове ариои закончилось кровавыми столкновениями. Жители острова перебили их, а статуи попытались уничтожить.
Гибели первых народов острова способствовали, однако, не внутренние войны, а работорговцы XIX века. Небольшая группа, которой удалось избежать вывоза, была насильно обращена в католицизм христианскими миссионерами. Таким образом, колонизаторы уничтожили культуру рапануи, существовавшую свыше тысячи лет. Сегодня известно лишь, что народ, обитавший на острове, был более цивилизованным, чем полагали захватчики. Рапа-нуи поклонялись богу Маке-маке и имели свою письменность —пиктограммы ронго-ронго, чудом сохранившиеся уникальные экземпляры табличек, исписанных таинственными знаками, до сих пор не удалось расшифровать. Алфавит ронго-ронго состоит из 120 фигур, изображающих людей или человеко-птиц. Таблички исписаны знаками слева направо, а потом справа налево —и так попеременно. Существует множество теорий, объясняющих возникновение этой письменности, опирающихся главным образом на ее сходство с письменными знаками индской цивилизации, но ни одна из них не нашла окончательного подтверждения.

Транспортировка гигантов
В 1960-х гг. археолог Вильям Муллоу представил свою концепцию перемещения моаи, о котором до этого ходили настоящие легенды. Считается, что огромные камни транспортировались на санях, изготовленных из произраставших здесь когда-то деревьев. Очевидно, их привязывали к передней части фигур и закрепляли чуть ниже подбородка. Таким образом, создавался рычаг, использовавший тяжесть самих моаи. Осуществляя этим рычагом движения вверх и вниз, островитяне могли перемещать статую.

Человек-птица
В небольшой деревеньке Оронго, расположенной между склоном вулкана и пропастью, обнаружены удивительные барельефы. На склонах клифов в скале выдолблены 150 фигур человеко-птиц. Откуда взялись эти странные фигуры? Их появление связано с первобытными верованиями островитян. Они считали темную крачку [Sterna fuscata) священной птицей, являвшейся посланником главного божества Рапа-Нуи - Маке-маке. Воин, первым нашедший весеннее яйцо темной крачки, получал титул человека-птицы (Tangana Manu). Это почетное звание возвышало его обладателя в общественной иерархии, но одновременно с этим возлагало на него определенные обязательства. Человек-птица на протяжении целого года оставался в изоляции, живя на окраине в специально предназначенном для этого доме.

Научная экспедиция на «Кон-Тики»
На что только не пойдет исследователь, чтобы доказать свою правоту! Норвежский ученый Тур Хейердал на плоту «Кон-Тики», сделанном без использования шурупов и гвоздей по образцу плотов инков из бальсовых бревен, проплыл в 1947 году из Кальяо, расположенного около Лимы (Перу), до островов Туамоту (Французская Полинезия), то есть пересек Тихий океан! Эта экспедиция должна была доказать, что древние инки, предположительно скрываясь от последствий упадка империи Тиуанако, колонизировали острова Тихого океана, в том числе остров Пасхи.

Остров Пасхи

Добавлено: 06 июн 2011, 20:07
Ruslik
Одно из тех мест, где я мечтаю побывать. Все эти загадочные статуи, письменность, которая так и не была расшифрована.Изображение Интересно, сколько будет стоить 2-х недельный тур?